Создать HR-бренд с помощью интранет: опыт руководителей

08.04.10



HR-ценность корпоративных порталов и Интранет в целом уже освещалась мной в разрезе «где корпоративный портал может пригодиться HR-службе». И вот я нашла практическое подтверждение своим идеям: мнения профессионалов отрасли о том, как использовать корпоративный портал для развития корпоративной культуры и создания HR-бренда внутри своей компании.

Наталья Цыплакова, менеджер по корпоративной культуре издательства «Эксмо»:Интранет — универсальный инструмент, который можно применять практически в любой компании. Управление внутренним сайтом способствует развитию корпоративной культуры, формированию у сотрудников чувства общности, созданию положительного образа компании, и в конечном итоге, укреплению внутреннего HR-бренда.Прежде всего, внутренний сайт создает единое поле информационного обмена, объединяет в сообщество все подразделения компании, филиалы и региональные представительства. Главным плюсом Интранета, по мнению пользователей, является удобство — не требуется тратить время на поиски нужной информации, все необходимое можно получить «без отрыва от производства», прямо на рабочем месте. Благодаря этому неоспоримому достоинству Интранет пользуется у сотрудников большой популярностью. Задача HR и внутреннего PR сделать Интранет не только популярным ресурсом, но и эффективным инструментом внутренних коммуникаций компании.Интранет — это официальный коммуникационный канал компании. Создайте раздел «Стратегия» — донесите до сотрудников информацию об истории, миссии, ценностях и стратегии вашей компании. Управляйте информацией — размещайте новости, результаты исследований рынка, рассказы о достижениях компании, анонсы корпоративных событий, документы, презентации и пр.Не забывайте и про элементы нематериальной мотивации — индивидуальные поздравления сотрудников с Днем рождения, информацию о корпоративных льготах, фотоотчеты с корпоративных праздников, информацию о лучших сотрудниках и т. п.Уделите особое внимание разделу «Обучение». Учебные планы, правила оформления заявки на обучение, презентационные материалы прошедших занятий будут дополнительно мотивировать сотрудников развивать профессиональные компетенции.Интранет позволяет размещать большой объем информации, используйте его в качестве общедоступного хранилища документов (положений и процедур, регламентов, служебных записок, бланков, шаблонов, инструкций и др.).Создайте справочник сотрудников (фотографии, телефоны и электронные адреса). Дополните Интранет практическими советами (как заказать канцтовары, вызвать курьера, оформить заявку на компьютерный «техосмотр» и т. п.). Справочник сотрудников и практические советы помогут новичкам быстро адаптироваться в компании, а для старожилов станут хорошим подспорьем в работе.Для того чтобы управлять внутренним сайтом как каналом информации необходимо быть в курсе забот и проблем коллектива. Организуйте форум — площадку для делового общения сотрудников. С помощью форума вы всегда сможете «держать руку на пульсе» — получать от сотрудников обратную связь, оперативно реагировать, работать с зарождающимися в компании слухами и мифами.У нас в Издательстве Интранет работает более 5 лет. Аудитория — все сотрудники «Эксмо». За два последних года количество сотрудников, постоянно посещающих Интранет, выросло почти в два раза. Согласно результатам опроса, 80% респондентов регулярно просматривают информацию, размещенную в Интранете. А практика показывает, что в Издательстве нет ни одного сотрудника, который хотя бы один раз в месяц не вошел в Интранет.Что и говорить, Интранет, безусловно, штука полезная, но, увы — и он несовершенен. Минус Интранета заключается в том, что он недоступен для сотрудников, не имеющих на рабочем месте компьютера (например, для технического персонала). Отсутствие возможности пользоваться внутренним сайтом наряду со всеми может привести к тому, что эта группа сотрудников будет выведена за рамки единого бизнес-пространства. Но, если в вашей компании Интранет не является единственным каналом внутренних коммуникаций, если ключевая информация также размещается на информационном стенде или публикуется в корпоративной газете, то вам обеспечен практически полный охват целевой аудитории.Элина Полухина, начальник управления по работе с персоналом ООО «Элемент Лизинг»:В процессе формирования HR-бренда один из важных этапов — воздействие на внутреннюю аудиторию (уже работающих сотрудников). Для этого необходимо создать и постоянно поддерживать поток информации о компании, направленный на эту внутреннюю аудиторию. Задача эта из разряда долгосрочных. Главное — четко понять и сформулировать конечную цель, задачи и инструменты, которыми компания будет их решать. Конечная цель — укрепление внутреннего HR-бренда. Задачи, которые необходимо решить компании в ходе реализации этой цели следующие:Сформировать единое информационное поле в компании;Формировать и постоянно поддерживать лояльность персонала;Формировать, корректировать и развивать корпоративную культуру.Для реализации этих задачи необходимо сначала проанализировать существующие каналы связи и обмена информацией:устранить разрывы и вакуум в информационном потоке;повысить эффективность внутренних коммуникаций;максимально заинтересовать и вовлечь в этот процесс сотрудников компании.Управляя внутрикорпоративными коммуникациями, мы ожидаем получить длительный результат: стабильный, глобальный и на длительный срок. Прибегнуть тут можно к самым различным инструментам. Один из них — Интранет или внутренний корпоративный портал. Интранет — это эффективный и мощный инструмент, направленный на внутреннюю аудиторию. С его помощью можно донести до каждого сотрудника чрезвычайно важную информацию:цели, к которым стремится компания;ценности, которые для нее важны;правила, по которым она живет;технологии, с которыми она работает.Наша компания «Элемент Лизинг» достаточно молодая (и по времени существования на рынке и по возрастному составу сотрудников). Проект под названием «Корпоративный портал» мы запустили около года назад. Сразу же столкнулись с рядом трудностей. Головной офис у нас находится в Москве, офисы продаж — в нескольких десятках городов России от Санкт-Петербурга до Владивостока плюс Украина (около десятка городов). Перед нами возникла задача — сформировать единое информационное пространство для всех наших сотрудников во всех городах. Первая трудность, с которой мы столкнулись, была чисто технической: как обеспечить свободный доступ и пользование корпоративным порталом такой большой аудитории с обширной географией и разными техническим возможностями городов и офисов? Вторая трудность — приучить сотрудников пользоваться корпоративным порталом как мощным информационным средством. Первую задачу успешно решило ИТ-подразделение, и в настоящее время корпоративный портал является домашней страницей на компьютере каждого нашего сотрудника. Вторую задачу решали следующим образом. Стали размещать на портале документы и информацию, которая реально нужна в работе всем сотрудникам каждый день:нормативная база компании;условия финансирования;пособие по работе с клиентом;подробное описание акций, которые проводятся среди клиентов и пр.Если подобную информацию кто-то из сотрудников запрашивал по электронной почте или по телефону, то ему рекомендовали обратиться к корпоративному порталу.Сейчас корпоративный портал — важный, нужный и востребованный ресурс в нашей компании. Он состоит из нескольких разделов:нормативная база компании;справочник сотрудников и офисов продаж;новости компании;поздравления сотрудников с днем рождения.Елена Бурякова, президент клуба «HR-пространство», бизнес-консультант, кандидат психологических наук, преподаватель МВА:Еще в 2007 году на встрече клуба HR-пространство мы обсуждали тему использования интранета как инструмента внутрикорпоративных коммуникаций. Начали с определения целей создания системы внутрикорпоративных коммуникаций.Подобная система создается с целями:Управление внутрикорпоративным информационным полем;Формирование корпоративной идентичности сотрудников;Повышение привлекательности компании как работодателя для сотрудников.Задачи, которые решает внутренний PR в рамках вышеозначенных целей:управление слухами;психологическая подготовка сотрудников к грядущих изменениям в компании;информирование персонала о состоявшихся событиях;трансляция работникам компании желаемой модели поведения;разъяснение корпоративной политики в области обучения и развития персонала;получение обратной связи от сотрудников компании;демонстрация «открытости» руководства.И все эти задачи помогает решать интранет. Однако и тут есть свои сложности:Требуется человек, который будет отвечать за постоянное обновление информации на сайте. Эта проблема может быть решена назначением модераторов, ответственных за конкретные рубрики или темы. Но за модераторами нужен контроль и их необходимо мотивировать, то есть с модераторами тоже надо работать.Обязательно раскручивать интранет среди сотрудников компании, так как сам по себе сразу он не будет интересен.Способы — размещать только в интранете и нигде больше:Телефонный справочник компании;Дни рождения сотрудников;Меню столовой;Конкурсы, соревнования с призами;Бланки, реквизиты компании;Информацию о скидках, купонах;Информацию о кредитах.Как можно вызвать интерес к интранету:создаем прецедент и/или описываем какое-либо корпоративное событие;сами отвечаем, продвигаем ответы с помощью адресной рассылки всем сотрудникам компании;вывешиваем информацию о том, что есть соответствующая новость в интранете на доске объявлений;выпускаем информационный бюллетень о работе интранета;создаем «агентурную сеть» (опираясь на неформальных лидеров и руководителей отделов) и запускаем через нее необходимую информацию.Дарья Судакова, менеджер по персоналу агентства Fleishman-Hillard Vanguard:Интранет является эффективным инструментом позиционирования компании-работодателя среди сотрудников, но это верно только в том случае, если внутренний сайт хорошо организован и создан с учетом потребностей работников конкретной компании.Для межнациональных корпораций, подразделения которых удалены друг от друга или даже находятся в разных странах, этот инструмент, на глобальном уровне, может быть основным. Хорошо написанный, интересный с точки зрения содержания, постоянно обновляемый сайт будет объединять людей разных стран, должностей и возрастов.Например, в глобальной сети Fleishman-Hillard, которой принадлежит и наше Агентство, разработан великолепный сайт для сотрудников — The Source. На нем размещена вся самая актуальная информация о компании, есть отдельный ресурс, посвященный корпоративному обучению, который содержит колоссальное количество информации, доступной сотрудникам любого из наших офисов, которых в мире более 80. На The Source регулярно проводятся онлайн-семинары, разборы интересных кейсов. Проектные команды из разных стран выкладывают сюда наиболее удачные презентации. Все это очень помогает в работе и позволяет эффективно и быстро обмениваться опытом.Не стоит забывать о том, что построение HR-бренда компании — задача сложная, требующая комплексного подхода и больших усилий со стороны работодателя. И в комплексе используемых инструментов интранет может занять достойное место.Юлия Губанова, руководитель департамента по работе с персоналом Представительства в России и СНГ компании BBK Electronics Corp., LTD.:Итранет — это сайт, который доступен только сотрудникам компании. У каждого, кто имеет на рабочем месте компьютер, есть доступ к такому сайту. На таком сайте размещается много полезной информации, которая важна только для работников данной компании.Например, это могут быть:адреса всех подразделений компании;телефоны и имена/отчества всех сотрудников;форум вопросов и ответов по работе;сообщения о корпоративных мероприятиях;правила внутреннего распорядка;новости компании;основные показатели бизнеса;информация об обучении и т. д.Интранет может выполнять также функцию сплочения рабочего коллектива, если на нем, например, разместить:общее фото сотрудников;объявления сотрудников (продажа домашних питомцев, съем квартиры и прочее)материалы про карьеру от имени удачливых менеджеров данной компании и т. д.Желательно, чтобы ответственным за обновление сайта был человек со знанием графических программ и навыками внутреннего пиара. Для того чтобы сайт пользовался популярностью, нужно все время критически оценивать его, принимать предложения по улучшению его работы, делать актуальным для компании.Сложности, которые могут возникнуть:сотрудники начнут использовать сайт в основном для решения личных вопросов (неделовая переписка и прочее);сайт не будет интересным для большинства работников, потому что на нем будет размещаться не интересная и не актуальная информация;о внутреннем сайте не будет никому известно (чтобы этого избежать, необходимо рекламировать его внутренними рассылками, например, отправить всем сотрудникам компании уведомление по электронной почте, или даже распечатать дешевые буклеты и раздать их сотрудникам);на сайте будет много орфографических и пунктуационных ошибок.